Выбираем свечи зажигания.

Выбирая новые свечи зажигания для автомобиля, нужно исходить главным образом из двух основных параметров свечи — это её геометрические размеры (в том числе и размеры под свечной ключ), и калильное число. Казалось бы, с размерами ошибиться трудно, но, на самом деле, свеча может легко вкрутиться в свечное отверстие, но, если длина резьбовой части свечи будет длиннее, чем нужно, то поршень во время работы двигателя может просто удариться о свечу, что закончится серьезной поломкой мотора, и последующим дорогостоящими ремонтом. Другими словами, упускать такой параметр, как размер свечи при её выборе, нельзя.

Второй параметр, а именно калильное число свечи, тоже очень важен — он является показателем оптимального теплового режима для работы свечи. Исходя из калильного числа, свечи делят на «холодные» и «горячие». Чем свеча «холоднее», т.е. у нее высокое калильное число, тем на большую рабочую температуру она рассчитана, и, соответственно наоборот. «Холодные» свечи устанавливаются на форсированные двигатели спортивных автомобилей, а если, например, на такой двигатель установить «горячую» свечу с низким калильным числом, то она быстро перегреется.

В свою очередь, перегрев свечи может нарушить её работу и вызвать калильное зажигание, когда топливная смесь в цилиндрах будет воспламеняться не искрой, а перегретой свечой, что вызовет поломку мотора. Если же наоборот, в малооборотистый, нефорсированный двигатель установить «холодную» свечу, то она потеряет способность самоочищаться от нагара, поскольку не сможет нагреться до температуры самоочищения. В зависимости от количества образовавшегося нагара, процесс искрообразования может нарушиться, или свеча вообще перестанет работать. Как видим, при выборе свечи зажигания очень важно подбирать её в соответствии с инструкцией к автомобилю, где указываются размеры свечи и её калильное число. Пренебрежение такими указаниями, может привести к серьезной поломке двигателя автомобиля.

Кроме вышеперечисленных параметров, свечи зажигания могут отличаться и по своей конструкции — они могут быть с одним боковым электродом, или с несколькими. Какие же свечи лучше? Что касается «классических» одноэлектродных свечей, то их преимущество в низкой цене. Основной минус – сравнительно небольшой срок службы и невозможность в некоторых случаях раскрыть все возможности силового агрегата.

В свою очередь многоэлектродные свечи, то есть такие свечи, которые имеют не один, а несколько боковых электродов, благодаря своей конструкции, имеют значительно больший срок службы, чем одноэлектродные свечи. Дело в том, что у искры, во время работы такой свечи, есть «выбор» электрода, поэтому по мере подгорания или загрязнения одного бокового электрода, искра просто переходит на другой. Кроме того, у многоэлектродных свечей есть еще одно преимущество – в отличие от свечей с одним боковым электродом, где он частично отделяет искру от топливной смеси, в многоэлектродных свечах искра ничем не отделена от зоны воспламенения. Это способствует лучшему сгоранию топливной смеси, повышению мощности двигателя, и уменьшению токсичности выхлопных газов.

Говоря о свечах зажигания, нельзя не затронуть тему использования в них экзотических материалов. Увидев цену этих свечей, с платиновыми, иридиевыми и т.п. наконечниками, невольно задумаешься, а оправдана ли такая цена? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить некоторые особенности работы свечей и их искрообразования. Как показывает практика, применение более тонких электродов на свечах, позволяет при иных равных условиях повысить мощность двигателя, потому, что сама искра получается мощнее. Но, вследствие очень жестких условий, в которых приходится работать свечам, тонкие электроды быстро изнашиваются.
Выход из положения был найден – для центрального электрода стали использовать устойчивые к таким экстремальным условиям металлы, такие как платина, иридий и др. такие свечи получились очень устойчивые к образованию нагара, то есть искра получается настолько мощной, что нагар и прочая грязь срывается с электрода. Все эти качества вполне оправдывают высокую стоимость таких свечей зажигания, ну а покупать ли такие свечи, или довольствоваться более дешевыми — решать вам самим — главное, чтобы свеча подходила по размеру и по калильному числу, просто дешевые свечи придется чаще менять, и все 100% возможностей двигателя вы получить не сможете.